Славянская мифология

Славянская мифология — это совокупность верований и воззрений славянских народов. Часто под словосочетанием «славянская мифология» или «религия» подразумевается язычество. С этимологической точки зрения, это родство оправдано, поскольку слово «язык» обозначало также и отдельное племя тем самым слово язычество описывало не только политеизм в общем, но и славянский политеизм конкретно.

Исследователи воссоздают мифы и легенды славян из различных источников.

Во-первых, это, разумеется, письменные источники, дошедшие до нас от византийских авторов VI-X веков и от западноевропейских и арабских летописцев IX-XIII веков. Не менее полезную информацию предоставляю и скандинавские саги XIII века. Из более поздних источников можно выделить древнерусские, западноевропейские и южнославянские летописи XI-XV веков. Особое место среди памятников древнерусской литературы занимает знаменитое «Слово о полку Игореве». При использовании в качестве исторических источников мифов и легенд исследователям необходимо вычленять достоверную информацию из текстов.

Очередную группу источников составляют средневековые памятники XV- XVII веков и фольклор, содержащие неизвестные ранее сведения, благодаря которым удавалось восстановить содержание древнейших мифов. Особенно стоит отметить хорошо сохранившиеся записи зарубежных авторов: польских, чешских и немецких историков, фиксировавших славянские легенды. В России подобные записки вели дипломаты и путешественники XVI- XVII веков, такие как Герберштейн и Олеарий.

Самыми известными и широко распространенными примерами языческого фольклора являются былины о Святогоре, Потыке, Вольге и сказки о Кащее Бессмертном, Змее Горыныче и Бабе Яге. В силу того, что на оригинальные древние легенды накладывалось субъективное видение авторов-собирателей: А. Н. Афанасьев, И. П. Сахаров, зачастую исследователям было сложно получить оригинальный неискаженный текст и верно интерпретировать рассказы.

Наиболее достоверными, но менее информативными являются археологические источники. К ним относят находки идолов, ритуальных и бытовых предметов, украшений и надписей с богами, остатки жертвоприношений.

Следует учитывать также данные о языкознании, религиоведении и мифах у других народов. Основу славянской мифологии и религии составляло обоготворение сил природы и культ предков. Славянская мифология прошла три этапа в своем развитии: этап духов, этап божеств природы и этап богов-кумиров. Единым богом у славян считался Перун, в то время как у индусов Индра, у греков владыка Олимпа Зевс, у римлян Юпитер, а у германцев Тор. Богом неба и грома у славян был Сварог. Не менее почитаемы также были его сыновья: Даждьбог и Хорс — боги солнца и огня. Брат Сварога — Велес был хранителем домашнего скота. Славяне почитали Живу и Морану — богов жизни и смерти. Олицетворялись лесные духи и домовые. Преклонение в виде жертвоприношения стало обыденным культом. Высшие боги были единообразны практически для всех славян, дальнейшая конкретизация шла уже в зависимости от племени.

Отдельное место среди источников занимают русские былины о богатырях, повествующие о событиях XI-XVI веков. Илья Муромец, Вольга, Буслаев, выступали в качестве защитников и родоначальников, поэтому являлись практически непобедимыми. Былины менее информативны и требуют внимательного анализа и отброса мифической составляющей, однако это не делает их менее значимыми при оценки и изучении славянской культуры.

Отличие славянской мифологии от других заключается в том, что она была всеобъемлюща и состояла не только из отдельных мифов о мире и создании мира, а охватывала всю жизнь человека — в быту, обрядах, ритуалах.